Профстандарт — это норматив, в котором содержатся требования к уровню знаний, умений и навыков представителя определенной профессии. Эти качества необходимы для эффективного выполнения трудовых функций.
Основные требования к учителю.
Обучение.
Что должен уметь: владеть различными методиками и формами обучения детей; объективно оценивать знания учащихся; осваивать и применять современные психолого-педагогические технологии; использовать и применять информационно-коммуникационные технологии; организовывать внеурочные виды деятельности. Знания, необходимые педагогу для обучения, в соответствии с профстандартом: теория по своей учебной дисциплине, согласно требованиям ФГОС; место дисциплины в мировой культуре и науке; история, теория и принципы построения образовательной деятельности; основы возрастного развития ребенка, стадии и кризисы, их психодиагностика; азы деятельностного подхода, виды и приемы педтехнологий; рабочая программа и методика ее преподавания; трудовое законодательство, конвенция о правах ребенка, нормативная база в области воспитания и развития детей.
Воспитание.
Учитель должен уметь: выстраивать воспитательную деятельность согласно половозрастным и индивидуальным особенностям; создавать общность детей, родителей и других учителей; отстаивать честь и достоинство детей, разрешать конфликты; сотрудничать с другими специалистами в области воспитания и обучения. Должен знать: нормативную базу о правах ребенка в сфере воспитания и образования; теорию методики воспитательной работы в школе; теорию об образовательном и воспитательном процессах; концепцию современных видов и приемов педагогической работы; нормативные акты и правовое регулирование организации внеурочных видов деятельности: экскурсий, походов, поездок и т.д.
Развитие.
Должен уметь: использовать в работе культурно-исторический, деятельностный и развивающий психологические подходы; сопровождать образовательные программы с точки зрения психолого-педагогического аспекта; оказывать психологическую помощь и поддержку любому ребенку; читать и вникать в документы профильных специалистов: дефектологов, логопедов, психологов; составлять психологический портрет учащихся; разрабатывать индивидуальную обучающую программу для детей с особенностями, отклонениями и ОВЗ; оценивать, насколько сформированы предметные и метапредметные результаты на уроке.
Должен знать: теорию возрастных особенностей учащихся; социально-психологические особенности развития детей; закономерности выстраивания семейных отношений; признаки отклонений в развитии и поведении детей; принципы психодиагностики.
Учитель начальных классов должен уметь: реагировать на обращения школьников, распознавать в них личные проблемы; ставить различные виды учебных задач, осуществлять их решение вместе с детьми, исходя из их способностей и особенностей; держать баланс между предметной и метапредметной составляющей содержания; взаимодействовать с родителями, другими учителями и специалистами; проектировать и корректировать ИОМ ученика.
Что нужно знать учителю начальных классов: современные теории обучения, воспитания и развития младших школьников; содержание ФГОС НОО; основы дидактики; содержание учебных предметов, преподаваемых в начальной школе; региональные нормативные акты, в соответствии с которыми реализуется ООП НОО.